Need for Speed: Most Wanted — видеоигра в жанре аркадных автогонок. 9-я по счету игра серии Need for Speed, разработанная компанией Electronic Arts.
Отличительной особенностью игры стало то, что после долгого перерыва в серии вновь появились полицейские. Теперь любая гонка могла закончиться не только призом, но и последующей погоней с полицейскими, которая в свою очередь могла закончиться либо успешным уходом, либо арестом и штрафом с возможной конфискацией машины. Основная сложность игры - зачастую не хватает денег, т.к. автомобили и запчасти на них стоят весьма дорого. В отличие от двух предыдущих частей, в игре снова заметна градация автомобилей от ширпотреба до класса люкс, которая, однако, нивелируется широкими возможностями апгрейда. Это первая игра из серий NFS, где погони с полицейскими приобрели поистине голливудский размах и стали действительно существенной частью геймплея.
Также в игре появилась возможность замедления времени. Ресурс восполняется при высоких скоростях и позволяет оценить обстановку и принять решение в непредвиденной ситуации (например, неожиданно вылетевший из-за поворота джип, намеревающийся протаранить игрока). В игре исчезли повторы, вместо них теперь есть специальная возможность показа некоего выдающегося события со зрелищного ракурса. Это происходит, например, при таране дорожной блокады или при выраженном прыжке.
В игре появилось несколько видов соревнований: уйти от полиции за определённое время, продержать преследование определённое время, после чего успешно скрыться, протаранить определённое количество полицейских машин, прорвать определённое количество полицейских блоков или блоков с шипами (проехав по шипам всеми колёсами, игрок лишается покрышек и не может больше управлять своей машиной). Кроме того, появились новые виды гонок, например, гонка по контрольным точкам.
Сюжет
Игрок приезжает в вымышленный город Рокпорт (англ. Rockport) на своем BMW M3 GTR в поисках соперников для гонок. Полиция города очень не любит гонщиков и борется с ними особенно упорно. Полиция ведет статистику, в соответствии с информацией по количеству преследований и причиненному ущербу определен так называемый «черный список» — 15 гонщиков, которые являются самыми разыскиваемыми в Рокпорте. Среди гонщиков города считается очень престижным попасть в этот список. Местная тусовка гонщиков с недовольством встречает новичка. Игрок сражается с несколькими из них и побеждает. Когда настает время сразиться с Рэйзором, №15 в «черном списке», кто-то копается в машине главного героя (предположительно, нарушает подачу масла в двигатель) и в результате тот проигрывает. Рэйзор забирает BMW и взлетает на первое место в списке разыскиваемых гонщиков благодаря нашей машине, и теперь разъезжает по улицам, как их полноправный хозяин. Рэйзор не остановится ни перед чем, только бы сохранить за собой почетный титул, а самого героя арестовывает сержант полиции Кросс (англ. Cross) — хороший гонщик и очень известный полицейский.
Через некоторое время Мия (англ. Mia) Джози Маран, знакомая Рэйзора, недовольная тем, как он поступил с новичком, помогает герою выбраться из тюрьмы и предоставляет ему гараж и машину для участия в гонках. Игрок начинает медленно продвигаться вверх по «черному списку», набирая авторитет и внимание полиции города. После того, как игрок сразится с антагонистом Рэйзором и отберет у него свою машину и первое место в «черном списке», игрок узнаёт, что Миа работает под прикрытием — видя как она арестовывает Рэйзора, и даёт главному герою шанс сбежать. За игроком бросаются вслед все полицейские силы города. Прятаться в домах уже невозможно, единственный способ уйти от полиции — проехать по закрытой дороге, перелететь недостроенный мост и убраться прочь из города. Дальнейшие события развиваются в следующей игре серии: Need For Speed: Carbon.
[править] Геймплей
[править] Погоня
Если игрок злостно нарушает скоростной режим в гонке с максимальной вероятностью появления полиции либо в режиме свободной езды, в районе появляются полицейские патрули. Наткнувшись на один из них, игрок попадает в режим погони (камера услужливо показывает машину, которая его заметила). Цели вполне очевидны - оторваться от полицейских, спрятаться и подождать, пока погоня стихнет.
Основной параметр погони - уровень (англ. "heat level"). Всего существует 7 уровней, причём в режиме карьеры доступны первые 5, шестой доступен в финальной гонке и в одном из испытаний, седьмой доступен в специальном испытании Black Edition. По мере повышения уровня за игроком начинают охотиться более продвинутые машины, расширяется их тактический арсенал. Краткая характеристика уровней:
* Уровень 1.
Машины - Ford Crown Victoria в стандартной полицейской раскраске. Относительно медленные и хрупкие, разбиваются при ударе в бок на скорости около 150 км/ч. Особенных тактик не замечено.
* Уровень 2.
Машины - Ford Crown Victoria в чёрной раскраске (секретное подразделение). Несколько более аггрессивны, чем на уровне 1. На дорогах появляются блокады.
* Уровень 3.
Машины - Pontiac GTO в стандартной полицейской раскраске. Умеренно быстрые, не столь хрупкие, как на низших уровнях. Заметно агрессивны, начинают применять "манёвр P.I.T." (толкают зад машины в сторону, сбивая с траектории и вводя в занос). Уже с 3-его уровня используют "блокаду на колесах" и "коробку" (однако реже, чем последующие). В первом случае, одна или несколько машин выстраиваются перед игроком и давят на тормоз. Во втором - 4 машины окружают со всех сторон игрока и останаливаются (или втроем прижимают к стене). На дорогах появляются блокады, в составе которых могут быть лёгкие кроссоверы. Также навстречу игроку иногда вылетают те же лёгкие кроссоверы в парах и пытаются протаранить его в лоб.
* Уровень 4.
Машины - Pontiac GTO в чёрной раскраске (секретное подразделение). Агрессивней предшественников. В арсенале появляется манёвр "блокада на колёсах", когда три машины образуют барьер перед игроком, а затем бьют по тормозам. Также периодически к преследованию подключается вертолёт, который играет как роль наблюдения, так и поднимает пыль, мешая игроку видеть дорогу. В блокадах появляются промежутки с шипованными лентами.
* Уровень 5.
Машины - Chevrolet Corvette в стандартной полицейской раскраске. Стремительные и стойкие к повреждениям. Могут заблокировать игрока, образовав квадрат вокруг него и вынудив его остановиться. Лёгкие кроссоверы заменяются тяжёлыми. Вертолёт начинает снижаться и таранить игрока. Блокады на дорогах.
* Уровень 6.
Машины - Chevrolet Corvette в чёрной раскраске (секретное подразделение) и тяжёлые кроссоверы. Блокады на дорогах, тараны, вертолёт, шипы прилагаются.
* Уровень 7.
Этот уровень доступен только в испытании Black Edition. Машины - турбированные тяжёлые кроссоверы. В отличие от уровня 6, отсутствует вертолёт.
Дорожные блокады на широких дорогах часто имеют промежуток с одной либо обеих сторон. Преодоление блокады методом тарана имеет один нюанс - в игре учитывается распределение веса машин, поэтому крайне не рекомендуется таранить машины в переднюю часть, где находится тяжёлый двигатель.
Шипованные ленты могут проколоть не все колёса. В этом случае машина утрачивает мобильность не полностью и может продолжать движение, однако потеря даже двух колёс фактически отдаёт игрока на растерзание служителям закона.
Если игрок скрылся из глаз полиции, погоня переходит в режим остывания. Появляется постепенно заполняющийся индикатор - когда он заполняется до конца, погоня считается выигранной. Район, где последний раз видели игрока, оцепляется и начинает усиленно патрулироваться. В этом режиме появляются "укрытия", где можно существенно ускорить заполнение индикатора, а также спрятаться от возможного вертолёта. Если игрок замечен полицией до заполнения индикатора, погоня возвращается в активный режим.
Помимо прочего, в активном режиме погони на карте появляются "уничтожители хвостов" - конструкции, которые можно обрушить на голову преследователям и вывести их из строя. Могут восстанавливаться во время погони.
Достойно замечания то, что на прямой совершенно невозможно оторваться от какой бы то ни было полицейской машины, если не учитывать возможные столкновения с гражданским транспортом.
Если в активном режиме скорость игрока составляет менее 20 км/ч и рядом есть полицейская машина, индикатор начинает смещаться к делению "пойман". По достижении им этого деления погоня считается проигранной. Если это режим карьеры, то игроку выписывают штраф и помечают его машину. На третьей пометке машина изымается.
Также в режиме карьеры к каждой машине привязывается свой уровень погони. Его можно снизить, меняя внешность машины (обвес, окраска).
На 5 уровне погони к преследователям может присоединиться сержант Кросс. Он водит на порядок лучше прочих полицейских, поэтому оторваться от него вдвойне непросто. Однако приближаться к машине игрока он по неизвестной причине "опасается" и поэтому не может в одиночку арестовать его.
[править] Типы гонок
В Need for Speed: Most Wanted представлены различные типы гонок, среди которых есть такие, которые присутствовали и в предыдущей игре серии — Need for Speed: Underground 2, так и совершенно новые. Кроме того в Need for Speed: Most Wanted отсутствует тип гонки Drift (Занос), который был в Need for Speed: Underground.
Круговая гонка
Круговая гонка представляет из себя гонку по замкнутой трассе. Цель игрока — пройти трассу несколько раз (кругов) и пересечь финишную черту первым. На протяжении всей гонки ведется счетчик пройденных кругов и место в списке первенства. Количество кругов, которые необходимо проехать, меняется от карты к карте и составляет от двух до четырех. Нередко трассы гонок такого типа имеют множество поворотов и требуют от игрока настройки машины на чувствительное управление и быстрый разгон.
Спринт
Спринт — тип гонки по пути от одной точки на карте до другой. Трасса такого типа гонки не замкнута и не может пересекать саму себя. Цель игрока — пройти трассу и закончить первым. В течение гонки ведётся статистика продвижения по трассе в процентах и место, занимаемое игроком в списке первенства. Гонки такого типа чаще всего пролегают по автострадам и требуют от игрока не столько управляемости, сколько скорости.
Гонка по контрольным точкам
Гонка по контрольным точкам, аналогично спринту, представляет незамкнутую трассу. Главное отличие от спринта - в наличии контрольных точек, расставленных на трассе. Кроме того, в данном типе гонки может участвовать только один гонщик. На прохождение каждой контрольной точки отводится определенное время. Цель игрока состоит в прохождении всех контрольных точек за указанное время. По завершении каждой точки оставшееся время добавляется ко времени, отведенному на следующую точку, таким образом, игрок может накапливать время и приходить к финишной черте с запасом (финишная черта также является контрольной точкой). Однако если игрок не успевает пройти точку за указанное время, вся гонка считается проигранной. На протяжении гонки ведется статистика продвижения по трассе, число пройденных точек и оставшееся время. Данный тип гонки не присутствовал в предыдущей игре серии.
Круговая гонка на выбывание
Данный тип гонки аналогичен круговой гонке, за тем исключением, что гонщик, прошедший круг последним, выбывает из игры. Таким образом цель игрока в данной гонке — пройти все круги не последним, а завершающий круг — первым. Количество гонщиков в данном соревновании — четыре, вследствие чего кругов всегда три. Данный тип гонки не присутствовал в предыдущей игре серии.
Радар
Радар (англ. Speedtrap, досл. ловушка скорости) — тип гонки по незамкнутой трассе, аналогично спринту и блокпосту. На трассе расставлены радары — контрольные точки, в которых фиксируется скорость проезжающих машин. Цель игрока в прохождении точек с максимальной скоростью. Скорости прохождения радаров для каждого игрока складываются. Выигрывает не тот игрок, который первым пересёк финишную черту, а игрок, набравший максимальное количество очков скорости. Однако после завершения гонки одним из участников у всех остальных начинают отниматься очки скорости, что даёт небольшое преимущество первому завершившему. На протяжении всей трассы ведётся статистика пройденных радаров, суммарная скорость и процент продвижения по трассе. Данный тип гонки не присутствовал в предыдущей игре серии.
Дрэг
Дрэг (Разгон) — в данном типе гонки игрок должен пересечь финишную черту первым, однако управление гонкой существенно отличается от других типов гонок. Цель игрока — оптимальное переключение передач. Кроме того, в данном типе гонки игрок маневрирует по строго заданным полосам трассы - машина автоматически следует по трассе, игроку остаётся только перестраиваться из ряда в ряд. Почти любое столкновение с препятствием или транспортным средством ведёт к завершению гонки и проигрышу. Также можно перегреть двигатель (если продолжительное время держать тахометр в красной зоне) и тоже сойти с дистанции. Это единственный режим, где движение гражданского транспорта строго подчинено скриптам.
[править] Черный список
Для того, чтобы соревноваться с очередным гонщиком из списка, игроку необходимо пройти ряд гонок, выиграть ряд пари и обладать достаточным рейтингом, который зарабатывается в стычках с полицией. Пари представляют из себя задания, которые нужно выполнить в ходе преследования, к ним относятся например количество нарушений, повреждение полицейских машин, обход заграждений и шипов. За каждое выигранное пари, кроме того, начисляется определённое количество очков рейтинга. Для доступа к следующему члену чёрного списка игроку необязательно проходить все представленные пари и гонки, однако при прохождении большего количества гонок игрок получает больше денег на покупку новых и тюнинг уже присутствующих машин. Кроме того, непройденные гонки всегда могут быть завершены позже.